ГБПОУ АСХК

Страничка педагога-психолога

Обратиться к психологу колледжа"Горячие" линии, тел. доверия

 

 

mironova

Миронова Тятьяна Ивановна, педагог-психолог

ДЕФИЦИТ ВИТАМИНА ЛЮБВИ

Мне сегодня хочется поговорить не о правонарушениях подростков, а о профилактике «душевного радикулита » родителей.
Нашим детям необходимо, чтобы их любили. Что такое любовь родителей к ребенку? Среди множества ошибочных представлений о любви есть и такое
-    детям автоматически дается знание о том, что мы их любим, просто потому, что мы - их родители. На вопрос «Кто тебя любит?» девушка 17 лет ответила «Ну, родители», «А откуда тебе это известно, они тебе это говорят?»
-    «Нет, не говорят, но они же родители». Однако, сама она иметь детей не хочет: «Нет уж, не надо мне такого счастья».
Мы можем считать, что когда мы ошибаемся, то другие перестают нас любить, У детей эта тревожность особенно сильна. Высказывания типа «меня нельзя любить - плохой» , приходиться слышать часто. Или «меня нельзя любить, я еще ничего хорошего не сделал. Вот вырасту, буду работать, будет много денег, я куплю родителям много подарков».
Но только зная, что мы искренне любим друг друга, мы можем пережить трудности, преодолеть несогласия, конфликты, получить прошение за все свои ошибки.
Секрет еще и в том, знают ли наши близкие, что мы их любим. Истинная природа любви - в ее бескорыстности, безвозмездности, Это «любовь без усилий», и очень важно любить всех и всяких детей именно такой любовью. Если мы перестаем любить своих детей, когда они ведут себя не так, как нам хочется, то мы не любим их по-настоящему. Очень важно уметь отделить ребенка от его поступка, слова, проступка. В то же время, показывая свое недовольство его поведением, доказать, как мы его любим и ценим. Если же дети уверены, что мы их сильно и искренне любим, то они с большей готовностью и открытостью ищут решения конфликта и откликаются на замечания по поводу их поведения.
Как же выразить любовь? Так, чтобы другие были в состоянии принять ее. К тому же дети хотят быть любимыми по-особому, так, как хочется именно им. Каждый ребенок ждет любви по- своему. Например, один нуждается в словах любви и одобрения, другой чувствует себя особенно любимым, когда родители что-то делают вместе с ним, играют, гуляют. Третьи видят проявление любви в тихой беседе о важных для него вещах. Четвертые - в объятиях, прикосновении, ласковой улыбке. Важно выразить любовь к нашим детям всеми способами, а также знать свой особенный ключик к сердцу.
Таким ключиком может быть признание, витамин любви: «Я тебя очень, очень люблю!», «Я горжусь тобой!», «Ты мне очень дорог и как друг! Мне нравиться быть с тобой», «Я ценю твое мнение».
Показать любовь можно и без слов: теплой улыбкой, искренним объятием, совместным весельем, поцелуем и т.д. Можно также приготовить любимое блюдо, помочь сделать задание, что-нибудь вместе построить, нарисовать и т.д. У каждого, без сомнения, есть свои способы любить своих детей. Надо только слушать любящее сердце и не скупиться вкладывать витамины любви в ребенка, ведь от этого витамина передозировки не бывает.
Ребенок будет уметь отдавать любовь окружающим и родителям - в первую очередь.
Если поработать таким образом, то отношения станут более благополучными, он сможет вслух, не боясь и стесняясь, говорить о своих проблемах с самыми близкими людьми. Исчезнет необходимость скрываться от решения своих проблем.

Педагог-психолог ГБПОУ «Александровский сельскохозяйственный колледж» Т.И.Миронова.

Психолого-педагогическая и социальная помощь студентам и родителям

Памятка родителям о вреде снюсов


О социально-психологических корнях этнических предубеждений

Предубеждения против «чужаков», укоренившиеся в обществе, превратившиеся в норму общественного поведения, разделяют людей.
Люди обыкновенно думают, что их восприятия и представления о вещах совпадают, и если два человека воспринимают один и тот же предмет по-разному, то один из них определенно ошибается. Однако психологическая наука отвергает это предположение. Восприятие даже простейшего объекта – часть сложного процесса. Оно зависит от  системы, в которой предмет рассматривается, от предшествующего опыта, интересов и практических целей субъекта. Там, где профан видит просто металлическую конструкцию, инженер видит вполне определенную деталь известной ему машины. Одна и та же книга совершенно по-разному воспринимается читателем, книготорговцем  и человеком, коллекционирующим переплеты.
Любому акту познания, общения и труда предшествует то, что называется  «установкой». Установка - это направление личности, состояние готовности, стремление  к определенной деятельности, которая способна удовлетворить какие-то потребности человека.  Она определяет его отношение к объекту и способ его восприятия. В системе установок, незаметных для самого человека, накапливается  его предшествующий жизненный опыт, настроения его социальной среды.
Сталкиваясь с человеком, принадлежащим к определенному классу, профессии, нации, возрастной группе, мы заранее ожидаем от него определенного поведения и оцениваем конкретного человека по тому, насколько он соответствует (или не соответствует) нашему представлению. Скажем, принято считать, что юности свойствен романтизм; поэтому, встречая в молодом человеке это качество, мы считаем его естественным, а если оно отсутствует, это кажется странным. Ученым, по общему мнению, свойственна рассеянность; вероятно, это качество не универсально, но когда мы видим организованного, собранного ученого, мы считаем его исключением, зато профессор, постоянно все забывающий, – «подтверждает правило». Предвзятое, выведенное из стандартных  суждений и ожиданий мнение о свойствах людей и явлений называют стереотипом. Иначе говоря, сложное индивидуальное явление механически подводится под простую общую формулу или образ. Например: «Толстяки обыкновенно добродушны, Иванов – толстяк, следовательно, он должен быть добродушным».
Стереотипы – неотъемлемый элемент обыденного сознания. Ни один человек не в состоянии самостоятельно, творчески реагировать на все встречающиеся ему в жизни ситуации.
И в национальной психологии существуют такие  стереотипы. Каждая этническая группа (племя, народность, нация, любая группа людей, связанная общностью происхождения и отличающаяся определенными чертами от других человеческих групп) обладает своим групповым самосознанием, которое определяет  действительные и воображаемые специфические черты. Любая нация интуитивно сравнивается с тем или иным образом. Часто говорят: «Этой нации свойственны такие-то и такие-то черты» – и оценивают одни из них положительно, другие отрицательно.
Еще труднее оценивать национальные обычаи и нравы. Оценка их всегда зависит от того, кто оценивает и с какой точки зрения. Здесь требуется особая осторожность. У народов, как и у отдельных индивидуумов, недостатки – суть продолжение достоинств. Это те же самые качества, только взятые в иной пропорции или в другом отношении. Хотят того люди или нет, они неизбежно воспринимают и оценивают чужие обычаи, традиции, формы поведения со своими  собственными  обычаями, традициями, в которых они сами воспитаны. Такая склонность рассматривать явления и факты чужой культуры, чужого народа в сравнении со своими культурными  традициями и ценностями своего собственного народа называется этноцентризмом.
То, что каждому человеку обычаи, нравы и формы поведения, в которых он воспитан и к которым привык, ближе, чем другие, – вполне нормально и естественно. Темпераментному итальянцу  медлительный финн может казаться вялым и холодным, а тому в свою очередь может не нравиться южная горячность. Чужие обычаи иногда кажутся не только странными, нелепыми, но и неприемлемыми. Это так же естественно, как естественны сами различия между этническими группами и их культурами, формировавшимися в самых разных исторических и природных условиях.
Проблема возникает лишь тогда, когда эти действительные или воображаемые различия возводятся в главное качество и превращаются во враждебную психологическую установку по отношению к какой-то этнической группе, установку, которая разобщает народы  психологически, а затем и теоретически, обосновывает политику дискриминации. Это и есть этническое предубеждение - негативная, неблагоприятная установка к группе или ее индивидуальным членам, которая ориентирует  на враждебное отношение ко всем членам определенной этнической группы, независимо от их индивидуальности; обладающая  большой устойчивостью и очень плохо поддается изменению под влиянием рациональных доводов.
     Обычно люди, предубежденные против какой-то этнической группы уверены, что их враждебное отношение к этой группе – вполне естественно, так как вызвано ее дурными качествами или плохим поведением. Свои рассуждения они нередко подкрепляют фактами из личного общения с людьми определенной национальности: «Знаю я этих_________! Был у нас один такой, никакого сладу с ним!..»
Это рассуждение лишено логики: каким бы неприятным ни был знакомый, нет никакого основания думать, что все остальные – такие же. Но, несмотря на абсурдность подобного рассуждения, оно кажется понятным – люди часто делают необоснованные обобщения и не только в сфере этнических отношений. Поэтому этнические предубеждения вырастают, прежде всего, из неблагоприятных личных контактов между индивидами,  принадлежащими к различным группам, и  имеют широкое хождение в обыденном сознании.
В процессе общения между людьми часто происходят разные конфликты и возникают отрицательные эмоции. Когда конфликтующие индивиды принадлежат к одной и той же этнической группе, конфликт остается частным. Но если эти люди принадлежат к разным национальностям, конфликтная ситуация легко обобщается – отрицательная оценка одного индивида другим превращается в отрицательный стереотип этнической группы: все мексиканцы такие, все японцы такие.
Спору нет – неблагоприятные личные контакты действительно играют определенную роль в том, что предубеждения возникают и закрепляются. Они могут объяснить, почему это предубеждение у одного человека проявляется в большей, а у другого в меньшей степени. Однако они не объясняют происхождение предубеждения как такового. Дети, воспитанные в расистских семьях, обнаруживают высокую степень предубеждения против негров, даже если они никогда в жизни негра не встречали.
Общаясь с другими людьми, человек воспринимает и оценивает их в свете уже имеющихся у него установок. Поэтому он склонен одни вещи замечать, а другие не замечать. М. Горький в своем произведении «Жизнь Клима Самгина» пишет: «Когда русский украдет, говорят: “Украл вор”, а когда украдет еврей, говорят: “Украл еврей”». Почему? Потому что в соответствии со стереотипом (евреи-жулики) внимание фиксируется не столько на факте воровства, сколько на национальности вора.
Против любого национального меньшинства, любой группы, которая вызывает предубеждение, всегда выдвигается одно и то же стандартное обвинение – «эти люди» обнаруживают слишком высокую степень групповой солидарности, они всегда поддерживают друг друга, поэтому их надо опасаться. Так говорится о любом национальном меньшинстве.
Малые этнические группы, вообще обнаруживают более высокую степень сплоченности, чем большие нации. Предубеждение большинства создает у членов такой группы острое ощущение своей исключительности, своего отличия от остальных людей. И это, естественно, сближает их, заставляет больше держаться друг за друга. Ни с какими специфическими психическими или расовыми особенностями это не связано.
Этнические предубеждения ограничивают сферу общения между представителями разных этнических групп, вызывают настороженность с обеих сторон, мешают установлению более близких, интимных человеческих отношений. Отчужденность же в свою очередь затрудняет контакты и порождает новые недоразумения.
Внимание обращают, прежде всего, на национальную или расовую принадлежность человека, все остальные качества кажутся второстепенными по сравнению с этим. Другими словами – индивидуальные качества личности заслоняются общим и заведомо односторонним стереотипом.
Большую роль в смягчении и преодолении враждебных установок играют неформальные личные контакты между представителями разных этнических групп. Совместный труд и непосредственное общение ослабляют стереотипную установку, в принципе, позволяя увидеть в человеке другой   национальности не частный случай «этнического типа», а конкретного человека, его доброту.
Русский народ всегда был этнически открыт - в ходе истории он вбирал в себя племена и народы и за счет этого не ослабевал, а обогащался и рос. Предрассудки русских состояли не в презрении и неприязни к чужим и, тем более,  не в расовом высокомерии, а в высокой оценке собственного ума, изобретательности и нравственных качеств. Напрочь отсутствовали у русских предрассудки, связанные с выяснением чистоты крови, столь ныне заботящие русских фашистов.
Педагог-психолог ГБОУ СПО «Александровский сельскохозяйственный колледж» Т.И.Миронова


Воспитание толерантности у студентов колледжа   

Трудности межэтнического взаимодействия и этнические конфликты являются актуальной проблемой современного общества. Сегодня, как никогда ранее, стало важным понимание того, что в разнообразии культурных, исторических, философских и религиозных взглядов, представлений и верований необходимо учиться находить единство и гармонию, без которых все это богатство не только не имеет смысла, но и небезопасно для человека и его будущего. Сохранение мирных межнациональных отношений возможно, лишь при продуктивном взаимодействии всех социальных институтов по вопросам интеграции человека в поликультурную среду российского общества. Важная роль в этом процессе принадлежит системе воспитательной работы, которая направлена на формирование  личность с четкой гражданской позицией.
    Формирование толерантных межэтнических отношений в ГБПОУ  «Александровский сельскохозяйственный колледж» проводится постоянно, так как в колледже учатся студенты разных национальностей. Проблему ценностных ориентаций человека преподаватели колледжа рассматривают в единстве с проблемой индивидуальности человека и его культурной принадлежностью. Приоритетными направлениями деятельности являются:

  •   гармоничное развитие личности студентов – будущих учителей;
  •   формирование гражданской позиции;
  •   превенция отставания темпов индивидуальной социализации и обучения от темпа развития человеческой культуры.

   


Влияние мобильных телефонов на психику подростка

1Сейчас в мире используется более 2,5 млрд. мобильных телефонов, а это значит, что в некоторых странах у половины ее жителей есть хотя бы по одному мобильнику. И как метко было замечено: «мобильный телефон не просто чудо техники, а уже социальное явление». Немудрено, что такой социальный феномен стал реальностью повседневной жизни не только взрослых, но и детей.

     Находясь в социуме, ребенок не может не испытывать на себе его влияние. Семья – это первая среда, откуда дети берут штампы и модели поведения. Логично, что они также интересуются тем, что интересно самим взрослым. Ученые и психологи уже давно бьют тревогу относительно увлеченности детей телевидением, с его отнюдь недетским форматом, компьютерными играми с вовсе не наивным содержанием, и говорят о том, что эти плоды прогресса оказывают пагубное влияние на психику детей и подростков.
     Современный мир с его особенным ритмом, а также некоторые семьи, с не самыми правильными воспитательными установками, сформировали несколько типов подростков, поведение которых рассматривают как отклонение от нормы, если норма вообще может быть реально достижимой. Подросшие дети имеют порой потребительское отношение к жизни, склонны к эгоизму, чаще всего равнодушны к переживаниям других и нередко физически агрессивны.
     Есть и другие, попавшие в крепкие «лапы» индивидуализма, у них достаточно широкий круг интересов, но при этом много амбиций, порой неоправданных и ненужных. Они импульсивны и порой очень обидчивы, стремятся занять главенствующее положение в своей группе и склонны притеснять слабых.
     А много ли других, открытых и добродушных, отзывчивых и учтивых, добрых и любознательных?
     Нельзя однозначно говорить, что в таком положении вещей виноваты исключительно телевизор, компьютер, Интернет и мобильные телефоны. Отнюдь не только они, но все наше бытие, наполненное потребительскими стремлениями, жаждой материальной наживы и равнодушия приводят к тому, что и дети становятся агрессивными, лживыми, равнодушными.
     Утверждая, что мобильный телефон стал социальным явлением, нельзя не заметить, что он способен придать его владельцу статус. Ведь и мы, взрослые, склонны окружать себя атрибутами, указывающими на наш уровень достатка и материальной обеспеченности. Потребительский рынок, впрочем, зная об этом, снабжает нас изобилиями передовыми техническими новинками, не владеть которыми означает не принадлежать к «высокому стандарту качества».
     Подросток в силу неустойчивости своей психики и несформированности характера, стремится быть если не как все вокруг, то уж как близкие друзья точно. Это потом такой ребенок, возможно, взбунтуется против устоев общества, а пока он элементарно боится выделяться из толпы себе подобных, идти наперекор другим. Вот и получается, что если у друзей есть мобильный телефон, то и мне его надо заиметь, иначе отсутствуют атрибуты принадлежности к группе. А подростковое желание быть не хуже других может дать молодому человеку реальный повод завидовать тому, у кого телефон лучше и современнее, и в сердцах винить родителей.
     К тому же подростки - чаще всего легковнушаемый «материал». При этом стоит просто вспомнить про очень развитый сегодня SMS-сервис, потребителями которого чаще всего становятся дети. Такие увлечения оборачиваются не только огромными дополнительными затратами для родителей, но и способны искалечить психику ребенка. Контент таких сервисов зачастую плохо модерируем, и ребенок вместе с рингтонами имеет возможность скачать на телефон снимки порнографического содержания, что вовсе не самым положительными образом отразится на его нравственности, и может даже травмировать психику.
     И далее психологи акцентируют внимание на том, что подростковый возраст – это «благодатное» время для формирования вредных привычек и пагубных пристрастий, от которых потом во взрослой жизни трудно избавиться. Игромания уже давно признана серьезным заболеванием, поражающим не только взрослую, но и детскую психику. Самое страшное, что для того, чтобы заболеть, ребенку не обязательно посещать казино, достаточно подключиться к «SMS-рулетке», чтобы азарт стал вредной привычкой.
      Миллионы SMS-сообщений, которыми пользователи ежедневно обмениваются, принадлежат к письменному, а не устному языку. Частое явление особенно среди подростков: «лень звонить, я лучше пошлю SMS-ки ему», да и денег на сообщения надо меньше тратить, чем на разговоры. Получается, что «адепты» SMS-ок используют при общении не полные слова и предложения, которые банально долго набирать на клавиатуре телефона, а сокращенные словоформы и аббревиатуры, комбинации слов и цифр, которые являются «субститутами» слов. А что за темы можно обсуждать с помощью SMS-переписки? Интересные исследования, проводимые в Великобритании, показали, что 42% абонентов мобильной связи в возрасте от 18 до 24 лет, используют SMS для того, чтобы отправить любовные послания, 20% пишут сообщения, чтобы договориться о встрече или о свидании, и 13% пользователей – для того, чтобы сообщить о разрыве близких отношений.
     Многие ученые, в частности те, которые ратуют за чистоту языка, всерьез опасаются того, что такой сокращенный синтаксис SMS–сообщений может отражать неспособность подростков правильно изъясняться на письме, а также нежелание читать литературу. Впрочем, есть и такие ученые умы, которые, выдвигая противоположное мнение утверждают, что SMS стимулирует интерес подростков к письменной речи. Нет сомнений, благодаря мобильному сервису SMS-сообщений и Интернету подростки стали больше писать, но сможет ли такой сокращенный язык стать богаче языка литературного, вызывает серьезные сомнения.
     Тесную связь психики с физиологическим здоровьем обосновывать также не приходится. Медики уже давно с тревогой говорят, что растущий организм подростка необходимо беречь от чрезмерного использования им мобильного телефона. Последствия могут быть различные, но влияние мобильного телефона на детский организм отрицать не приходится. У детей, которые часто обращаются, а попросту играются с мобильным, наблюдается ухудшение памяти, нарушение сна, возникают головные боли, повышается риск развития эпилепсии и рака.
     Не проходит, по мнению многих ученых, без последствий и воздействие магнитного поля на растущий организм: повышается риск развития раковых опухолей мозга, и в любом случае негативному воздействию подвергается работа клеток мозга. Подростковый период отличается интенсивным развитием многих внутренних органов, в том числе и мозга. Под действием электромагнитных волн изменяется не сама его структура, а отмечается снижение активности роста отдельных структур мозга. В период полового созревания подростковый организм становится более чувствительным к внешнему воздействию и влиянию таких негативных факторов, как излучение мобильного телефона.          
     Для психики ребенка такое воздействие не проходит без следа, могут развиться различные заболевания – от бессонницы до головной боли и неврозов, нарушается работа вегетативной системы.
     Одним словом, воздействие мобильного телефона на психику ребенка отрицать не стоит. Если мы хотим видеть своих детей здоровыми психически и физически, то необходимо задуматься и постараться ограничить общение ребенка и мобильного телефона. Не изолировать, а именно ограничить по количеству времени. Несмотря на то, что маркетологи не дремлют и привлекают к своей продукции все большее число покупателей, мысль о приемлемости или неприемлемости использования того или иного товара должна возникать раньше, чем эффект от просмотра рекламного ролика.

 

 

 

Еще разделы:

Голосуй за благоустройство своего города

aleks

Сообщите о проблеме

VK Banner 4 VK Banner 10

  logo best kolledj medal

Внимание - конкурс!

antikor

Горячая линия в системе СПО

dni voin slava

Безопасный Интернет-серфинг

Студенческий Web - проектweb serfing

"Эфебия"

ephebia

ebs lan

Сертификат соответствия

sertifikatACXK

IIASK

Студенческие клубы

IMG 4687IMG 0686

Порталы госуслуг

Госуслуги Федеральный портал Госуслуги Ставропольский портал

75-летию Победы посвящается

 

vid 0008

Безопасные сайты Рунета

 

Нажмите F5 для обновления банера

uchimsya vmeste

Вестник

Страничка педагога-психолога

Обратиться к психологу колледжа"Горячие" линии, тел. доверия

 

 

mironova

Миронова Тятьяна Ивановна, педагог-психолог

ДЕФИЦИТ ВИТАМИНА ЛЮБВИ

Мне сегодня хочется поговорить не о правонарушениях подростков, а о профилактике «душевного радикулита » родителей.
Нашим детям необходимо, чтобы их любили. Что такое любовь родителей к ребенку? Среди множества ошибочных представлений о любви есть и такое
-    детям автоматически дается знание о том, что мы их любим, просто потому, что мы - их родители. На вопрос «Кто тебя любит?» девушка 17 лет ответила «Ну, родители», «А откуда тебе это известно, они тебе это говорят?»
-    «Нет, не говорят, но они же родители». Однако, сама она иметь детей не хочет: «Нет уж, не надо мне такого счастья».
Мы можем считать, что когда мы ошибаемся, то другие перестают нас любить, У детей эта тревожность особенно сильна. Высказывания типа «меня нельзя любить - плохой» , приходиться слышать часто. Или «меня нельзя любить, я еще ничего хорошего не сделал. Вот вырасту, буду работать, будет много денег, я куплю родителям много подарков».
Но только зная, что мы искренне любим друг друга, мы можем пережить трудности, преодолеть несогласия, конфликты, получить прошение за все свои ошибки.
Секрет еще и в том, знают ли наши близкие, что мы их любим. Истинная природа любви - в ее бескорыстности, безвозмездности, Это «любовь без усилий», и очень важно любить всех и всяких детей именно такой любовью. Если мы перестаем любить своих детей, когда они ведут себя не так, как нам хочется, то мы не любим их по-настоящему. Очень важно уметь отделить ребенка от его поступка, слова, проступка. В то же время, показывая свое недовольство его поведением, доказать, как мы его любим и ценим. Если же дети уверены, что мы их сильно и искренне любим, то они с большей готовностью и открытостью ищут решения конфликта и откликаются на замечания по поводу их поведения.
Как же выразить любовь? Так, чтобы другие были в состоянии принять ее. К тому же дети хотят быть любимыми по-особому, так, как хочется именно им. Каждый ребенок ждет любви по- своему. Например, один нуждается в словах любви и одобрения, другой чувствует себя особенно любимым, когда родители что-то делают вместе с ним, играют, гуляют. Третьи видят проявление любви в тихой беседе о важных для него вещах. Четвертые - в объятиях, прикосновении, ласковой улыбке. Важно выразить любовь к нашим детям всеми способами, а также знать свой особенный ключик к сердцу.
Таким ключиком может быть признание, витамин любви: «Я тебя очень, очень люблю!», «Я горжусь тобой!», «Ты мне очень дорог и как друг! Мне нравиться быть с тобой», «Я ценю твое мнение».
Показать любовь можно и без слов: теплой улыбкой, искренним объятием, совместным весельем, поцелуем и т.д. Можно также приготовить любимое блюдо, помочь сделать задание, что-нибудь вместе построить, нарисовать и т.д. У каждого, без сомнения, есть свои способы любить своих детей. Надо только слушать любящее сердце и не скупиться вкладывать витамины любви в ребенка, ведь от этого витамина передозировки не бывает.
Ребенок будет уметь отдавать любовь окружающим и родителям - в первую очередь.
Если поработать таким образом, то отношения станут более благополучными, он сможет вслух, не боясь и стесняясь, говорить о своих проблемах с самыми близкими людьми. Исчезнет необходимость скрываться от решения своих проблем.

Педагог-психолог ГБПОУ «Александровский сельскохозяйственный колледж» Т.И.Миронова.

Психолого-педагогическая и социальная помощь студентам и родителям

Памятка родителям о вреде снюсов


О социально-психологических корнях этнических предубеждений

Предубеждения против «чужаков», укоренившиеся в обществе, превратившиеся в норму общественного поведения, разделяют людей.
Люди обыкновенно думают, что их восприятия и представления о вещах совпадают, и если два человека воспринимают один и тот же предмет по-разному, то один из них определенно ошибается. Однако психологическая наука отвергает это предположение. Восприятие даже простейшего объекта – часть сложного процесса. Оно зависит от  системы, в которой предмет рассматривается, от предшествующего опыта, интересов и практических целей субъекта. Там, где профан видит просто металлическую конструкцию, инженер видит вполне определенную деталь известной ему машины. Одна и та же книга совершенно по-разному воспринимается читателем, книготорговцем  и человеком, коллекционирующим переплеты.
Любому акту познания, общения и труда предшествует то, что называется  «установкой». Установка - это направление личности, состояние готовности, стремление  к определенной деятельности, которая способна удовлетворить какие-то потребности человека.  Она определяет его отношение к объекту и способ его восприятия. В системе установок, незаметных для самого человека, накапливается  его предшествующий жизненный опыт, настроения его социальной среды.
Сталкиваясь с человеком, принадлежащим к определенному классу, профессии, нации, возрастной группе, мы заранее ожидаем от него определенного поведения и оцениваем конкретного человека по тому, насколько он соответствует (или не соответствует) нашему представлению. Скажем, принято считать, что юности свойствен романтизм; поэтому, встречая в молодом человеке это качество, мы считаем его естественным, а если оно отсутствует, это кажется странным. Ученым, по общему мнению, свойственна рассеянность; вероятно, это качество не универсально, но когда мы видим организованного, собранного ученого, мы считаем его исключением, зато профессор, постоянно все забывающий, – «подтверждает правило». Предвзятое, выведенное из стандартных  суждений и ожиданий мнение о свойствах людей и явлений называют стереотипом. Иначе говоря, сложное индивидуальное явление механически подводится под простую общую формулу или образ. Например: «Толстяки обыкновенно добродушны, Иванов – толстяк, следовательно, он должен быть добродушным».
Стереотипы – неотъемлемый элемент обыденного сознания. Ни один человек не в состоянии самостоятельно, творчески реагировать на все встречающиеся ему в жизни ситуации.
И в национальной психологии существуют такие  стереотипы. Каждая этническая группа (племя, народность, нация, любая группа людей, связанная общностью происхождения и отличающаяся определенными чертами от других человеческих групп) обладает своим групповым самосознанием, которое определяет  действительные и воображаемые специфические черты. Любая нация интуитивно сравнивается с тем или иным образом. Часто говорят: «Этой нации свойственны такие-то и такие-то черты» – и оценивают одни из них положительно, другие отрицательно.
Еще труднее оценивать национальные обычаи и нравы. Оценка их всегда зависит от того, кто оценивает и с какой точки зрения. Здесь требуется особая осторожность. У народов, как и у отдельных индивидуумов, недостатки – суть продолжение достоинств. Это те же самые качества, только взятые в иной пропорции или в другом отношении. Хотят того люди или нет, они неизбежно воспринимают и оценивают чужие обычаи, традиции, формы поведения со своими  собственными  обычаями, традициями, в которых они сами воспитаны. Такая склонность рассматривать явления и факты чужой культуры, чужого народа в сравнении со своими культурными  традициями и ценностями своего собственного народа называется этноцентризмом.
То, что каждому человеку обычаи, нравы и формы поведения, в которых он воспитан и к которым привык, ближе, чем другие, – вполне нормально и естественно. Темпераментному итальянцу  медлительный финн может казаться вялым и холодным, а тому в свою очередь может не нравиться южная горячность. Чужие обычаи иногда кажутся не только странными, нелепыми, но и неприемлемыми. Это так же естественно, как естественны сами различия между этническими группами и их культурами, формировавшимися в самых разных исторических и природных условиях.
Проблема возникает лишь тогда, когда эти действительные или воображаемые различия возводятся в главное качество и превращаются во враждебную психологическую установку по отношению к какой-то этнической группе, установку, которая разобщает народы  психологически, а затем и теоретически, обосновывает политику дискриминации. Это и есть этническое предубеждение - негативная, неблагоприятная установка к группе или ее индивидуальным членам, которая ориентирует  на враждебное отношение ко всем членам определенной этнической группы, независимо от их индивидуальности; обладающая  большой устойчивостью и очень плохо поддается изменению под влиянием рациональных доводов.
     Обычно люди, предубежденные против какой-то этнической группы уверены, что их враждебное отношение к этой группе – вполне естественно, так как вызвано ее дурными качествами или плохим поведением. Свои рассуждения они нередко подкрепляют фактами из личного общения с людьми определенной национальности: «Знаю я этих_________! Был у нас один такой, никакого сладу с ним!..»
Это рассуждение лишено логики: каким бы неприятным ни был знакомый, нет никакого основания думать, что все остальные – такие же. Но, несмотря на абсурдность подобного рассуждения, оно кажется понятным – люди часто делают необоснованные обобщения и не только в сфере этнических отношений. Поэтому этнические предубеждения вырастают, прежде всего, из неблагоприятных личных контактов между индивидами,  принадлежащими к различным группам, и  имеют широкое хождение в обыденном сознании.
В процессе общения между людьми часто происходят разные конфликты и возникают отрицательные эмоции. Когда конфликтующие индивиды принадлежат к одной и той же этнической группе, конфликт остается частным. Но если эти люди принадлежат к разным национальностям, конфликтная ситуация легко обобщается – отрицательная оценка одного индивида другим превращается в отрицательный стереотип этнической группы: все мексиканцы такие, все японцы такие.
Спору нет – неблагоприятные личные контакты действительно играют определенную роль в том, что предубеждения возникают и закрепляются. Они могут объяснить, почему это предубеждение у одного человека проявляется в большей, а у другого в меньшей степени. Однако они не объясняют происхождение предубеждения как такового. Дети, воспитанные в расистских семьях, обнаруживают высокую степень предубеждения против негров, даже если они никогда в жизни негра не встречали.
Общаясь с другими людьми, человек воспринимает и оценивает их в свете уже имеющихся у него установок. Поэтому он склонен одни вещи замечать, а другие не замечать. М. Горький в своем произведении «Жизнь Клима Самгина» пишет: «Когда русский украдет, говорят: “Украл вор”, а когда украдет еврей, говорят: “Украл еврей”». Почему? Потому что в соответствии со стереотипом (евреи-жулики) внимание фиксируется не столько на факте воровства, сколько на национальности вора.
Против любого национального меньшинства, любой группы, которая вызывает предубеждение, всегда выдвигается одно и то же стандартное обвинение – «эти люди» обнаруживают слишком высокую степень групповой солидарности, они всегда поддерживают друг друга, поэтому их надо опасаться. Так говорится о любом национальном меньшинстве.
Малые этнические группы, вообще обнаруживают более высокую степень сплоченности, чем большие нации. Предубеждение большинства создает у членов такой группы острое ощущение своей исключительности, своего отличия от остальных людей. И это, естественно, сближает их, заставляет больше держаться друг за друга. Ни с какими специфическими психическими или расовыми особенностями это не связано.
Этнические предубеждения ограничивают сферу общения между представителями разных этнических групп, вызывают настороженность с обеих сторон, мешают установлению более близких, интимных человеческих отношений. Отчужденность же в свою очередь затрудняет контакты и порождает новые недоразумения.
Внимание обращают, прежде всего, на национальную или расовую принадлежность человека, все остальные качества кажутся второстепенными по сравнению с этим. Другими словами – индивидуальные качества личности заслоняются общим и заведомо односторонним стереотипом.
Большую роль в смягчении и преодолении враждебных установок играют неформальные личные контакты между представителями разных этнических групп. Совместный труд и непосредственное общение ослабляют стереотипную установку, в принципе, позволяя увидеть в человеке другой   национальности не частный случай «этнического типа», а конкретного человека, его доброту.
Русский народ всегда был этнически открыт - в ходе истории он вбирал в себя племена и народы и за счет этого не ослабевал, а обогащался и рос. Предрассудки русских состояли не в презрении и неприязни к чужим и, тем более,  не в расовом высокомерии, а в высокой оценке собственного ума, изобретательности и нравственных качеств. Напрочь отсутствовали у русских предрассудки, связанные с выяснением чистоты крови, столь ныне заботящие русских фашистов.
Педагог-психолог ГБОУ СПО «Александровский сельскохозяйственный колледж» Т.И.Миронова


Воспитание толерантности у студентов колледжа   

Трудности межэтнического взаимодействия и этнические конфликты являются актуальной проблемой современного общества. Сегодня, как никогда ранее, стало важным понимание того, что в разнообразии культурных, исторических, философских и религиозных взглядов, представлений и верований необходимо учиться находить единство и гармонию, без которых все это богатство не только не имеет смысла, но и небезопасно для человека и его будущего. Сохранение мирных межнациональных отношений возможно, лишь при продуктивном взаимодействии всех социальных институтов по вопросам интеграции человека в поликультурную среду российского общества. Важная роль в этом процессе принадлежит системе воспитательной работы, которая направлена на формирование  личность с четкой гражданской позицией.
    Формирование толерантных межэтнических отношений в ГБПОУ  «Александровский сельскохозяйственный колледж» проводится постоянно, так как в колледже учатся студенты разных национальностей. Проблему ценностных ориентаций человека преподаватели колледжа рассматривают в единстве с проблемой индивидуальности человека и его культурной принадлежностью. Приоритетными направлениями деятельности являются:

  •   гармоничное развитие личности студентов – будущих учителей;
  •   формирование гражданской позиции;
  •   превенция отставания темпов индивидуальной социализации и обучения от темпа развития человеческой культуры.

   


Влияние мобильных телефонов на психику подростка

1Сейчас в мире используется более 2,5 млрд. мобильных телефонов, а это значит, что в некоторых странах у половины ее жителей есть хотя бы по одному мобильнику. И как метко было замечено: «мобильный телефон не просто чудо техники, а уже социальное явление». Немудрено, что такой социальный феномен стал реальностью повседневной жизни не только взрослых, но и детей.

     Находясь в социуме, ребенок не может не испытывать на себе его влияние. Семья – это первая среда, откуда дети берут штампы и модели поведения. Логично, что они также интересуются тем, что интересно самим взрослым. Ученые и психологи уже давно бьют тревогу относительно увлеченности детей телевидением, с его отнюдь недетским форматом, компьютерными играми с вовсе не наивным содержанием, и говорят о том, что эти плоды прогресса оказывают пагубное влияние на психику детей и подростков.
     Современный мир с его особенным ритмом, а также некоторые семьи, с не самыми правильными воспитательными установками, сформировали несколько типов подростков, поведение которых рассматривают как отклонение от нормы, если норма вообще может быть реально достижимой. Подросшие дети имеют порой потребительское отношение к жизни, склонны к эгоизму, чаще всего равнодушны к переживаниям других и нередко физически агрессивны.
     Есть и другие, попавшие в крепкие «лапы» индивидуализма, у них достаточно широкий круг интересов, но при этом много амбиций, порой неоправданных и ненужных. Они импульсивны и порой очень обидчивы, стремятся занять главенствующее положение в своей группе и склонны притеснять слабых.
     А много ли других, открытых и добродушных, отзывчивых и учтивых, добрых и любознательных?
     Нельзя однозначно говорить, что в таком положении вещей виноваты исключительно телевизор, компьютер, Интернет и мобильные телефоны. Отнюдь не только они, но все наше бытие, наполненное потребительскими стремлениями, жаждой материальной наживы и равнодушия приводят к тому, что и дети становятся агрессивными, лживыми, равнодушными.
     Утверждая, что мобильный телефон стал социальным явлением, нельзя не заметить, что он способен придать его владельцу статус. Ведь и мы, взрослые, склонны окружать себя атрибутами, указывающими на наш уровень достатка и материальной обеспеченности. Потребительский рынок, впрочем, зная об этом, снабжает нас изобилиями передовыми техническими новинками, не владеть которыми означает не принадлежать к «высокому стандарту качества».
     Подросток в силу неустойчивости своей психики и несформированности характера, стремится быть если не как все вокруг, то уж как близкие друзья точно. Это потом такой ребенок, возможно, взбунтуется против устоев общества, а пока он элементарно боится выделяться из толпы себе подобных, идти наперекор другим. Вот и получается, что если у друзей есть мобильный телефон, то и мне его надо заиметь, иначе отсутствуют атрибуты принадлежности к группе. А подростковое желание быть не хуже других может дать молодому человеку реальный повод завидовать тому, у кого телефон лучше и современнее, и в сердцах винить родителей.
     К тому же подростки - чаще всего легковнушаемый «материал». При этом стоит просто вспомнить про очень развитый сегодня SMS-сервис, потребителями которого чаще всего становятся дети. Такие увлечения оборачиваются не только огромными дополнительными затратами для родителей, но и способны искалечить психику ребенка. Контент таких сервисов зачастую плохо модерируем, и ребенок вместе с рингтонами имеет возможность скачать на телефон снимки порнографического содержания, что вовсе не самым положительными образом отразится на его нравственности, и может даже травмировать психику.
     И далее психологи акцентируют внимание на том, что подростковый возраст – это «благодатное» время для формирования вредных привычек и пагубных пристрастий, от которых потом во взрослой жизни трудно избавиться. Игромания уже давно признана серьезным заболеванием, поражающим не только взрослую, но и детскую психику. Самое страшное, что для того, чтобы заболеть, ребенку не обязательно посещать казино, достаточно подключиться к «SMS-рулетке», чтобы азарт стал вредной привычкой.
      Миллионы SMS-сообщений, которыми пользователи ежедневно обмениваются, принадлежат к письменному, а не устному языку. Частое явление особенно среди подростков: «лень звонить, я лучше пошлю SMS-ки ему», да и денег на сообщения надо меньше тратить, чем на разговоры. Получается, что «адепты» SMS-ок используют при общении не полные слова и предложения, которые банально долго набирать на клавиатуре телефона, а сокращенные словоформы и аббревиатуры, комбинации слов и цифр, которые являются «субститутами» слов. А что за темы можно обсуждать с помощью SMS-переписки? Интересные исследования, проводимые в Великобритании, показали, что 42% абонентов мобильной связи в возрасте от 18 до 24 лет, используют SMS для того, чтобы отправить любовные послания, 20% пишут сообщения, чтобы договориться о встрече или о свидании, и 13% пользователей – для того, чтобы сообщить о разрыве близких отношений.
     Многие ученые, в частности те, которые ратуют за чистоту языка, всерьез опасаются того, что такой сокращенный синтаксис SMS–сообщений может отражать неспособность подростков правильно изъясняться на письме, а также нежелание читать литературу. Впрочем, есть и такие ученые умы, которые, выдвигая противоположное мнение утверждают, что SMS стимулирует интерес подростков к письменной речи. Нет сомнений, благодаря мобильному сервису SMS-сообщений и Интернету подростки стали больше писать, но сможет ли такой сокращенный язык стать богаче языка литературного, вызывает серьезные сомнения.
     Тесную связь психики с физиологическим здоровьем обосновывать также не приходится. Медики уже давно с тревогой говорят, что растущий организм подростка необходимо беречь от чрезмерного использования им мобильного телефона. Последствия могут быть различные, но влияние мобильного телефона на детский организм отрицать не приходится. У детей, которые часто обращаются, а попросту играются с мобильным, наблюдается ухудшение памяти, нарушение сна, возникают головные боли, повышается риск развития эпилепсии и рака.
     Не проходит, по мнению многих ученых, без последствий и воздействие магнитного поля на растущий организм: повышается риск развития раковых опухолей мозга, и в любом случае негативному воздействию подвергается работа клеток мозга. Подростковый период отличается интенсивным развитием многих внутренних органов, в том числе и мозга. Под действием электромагнитных волн изменяется не сама его структура, а отмечается снижение активности роста отдельных структур мозга. В период полового созревания подростковый организм становится более чувствительным к внешнему воздействию и влиянию таких негативных факторов, как излучение мобильного телефона.          
     Для психики ребенка такое воздействие не проходит без следа, могут развиться различные заболевания – от бессонницы до головной боли и неврозов, нарушается работа вегетативной системы.
     Одним словом, воздействие мобильного телефона на психику ребенка отрицать не стоит. Если мы хотим видеть своих детей здоровыми психически и физически, то необходимо задуматься и постараться ограничить общение ребенка и мобильного телефона. Не изолировать, а именно ограничить по количеству времени. Несмотря на то, что маркетологи не дремлют и привлекают к своей продукции все большее число покупателей, мысль о приемлемости или неприемлемости использования того или иного товара должна возникать раньше, чем эффект от просмотра рекламного ролика.

 

 

 

Еще разделы:

Голосуй за благоустройство своего города

aleks

Сообщите о проблеме

VK Banner 4 VK Banner 10

  logo best kolledj medal

Внимание - конкурс!

antikor

Горячая линия в системе СПО

dni voin slava

Безопасный Интернет-серфинг

Студенческий Web - проектweb serfing

"Эфебия"

ephebia

ebs lan

Сертификат соответствия

sertifikatACXK

IIASK

Студенческие клубы

IMG 4687IMG 0686

Порталы госуслуг

Госуслуги Федеральный портал Госуслуги Ставропольский портал

75-летию Победы посвящается

 

vid 0008

Безопасные сайты Рунета

 

Нажмите F5 для обновления банера

uchimsya vmeste

Вестник