ГБПОУ АСХК

О социально-психологических корнях этнических предубеждений

Предубеждения против «чужаков», укоренившиеся в обществе, превратившиеся в норму общественного поведения, разделяют людей.
Люди обыкновенно думают, что их восприятия и представления о вещах совпадают, и если два человека воспринимают один и тот же предмет по-разному, то один из них определенно ошибается. Однако психологическая наука отвергает это предположение. Восприятие даже простейшего объекта – часть сложного процесса. Оно зависит от  системы, в которой предмет рассматривается, от предшествующего опыта, интересов и практических целей субъекта. Там, где профан видит просто металлическую конструкцию, инженер видит вполне определенную деталь известной ему машины. Одна и та же книга совершенно по-разному воспринимается читателем, книготорговцем  и человеком, коллекционирующим переплеты.
Любому акту познания, общения и труда предшествует то, что называется  «установкой». Установка - это направление личности, состояние готовности, стремление  к определенной деятельности, которая способна удовлетворить какие-то потребности человека.  Она определяет его отношение к объекту и способ его восприятия. В системе установок, незаметных для самого человека, накапливается  его предшествующий жизненный опыт, настроения его социальной среды.
Сталкиваясь с человеком, принадлежащим к определенному классу, профессии, нации, возрастной группе, мы заранее ожидаем от него определенного поведения и оцениваем конкретного человека по тому, насколько он соответствует (или не соответствует) нашему представлению. Скажем, принято считать, что юности свойствен романтизм; поэтому, встречая в молодом человеке это качество, мы считаем его естественным, а если оно отсутствует, это кажется странным. Ученым, по общему мнению, свойственна рассеянность; вероятно, это качество не универсально, но когда мы видим организованного, собранного ученого, мы считаем его исключением, зато профессор, постоянно все забывающий, – «подтверждает правило». Предвзятое, выведенное из стандартных  суждений и ожиданий мнение о свойствах людей и явлений называют стереотипом. Иначе говоря, сложное индивидуальное явление механически подводится под простую общую формулу или образ. Например: «Толстяки обыкновенно добродушны, Иванов – толстяк, следовательно, он должен быть добродушным».
Стереотипы – неотъемлемый элемент обыденного сознания. Ни один человек не в состоянии самостоятельно, творчески реагировать на все встречающиеся ему в жизни ситуации.
И в национальной психологии существуют такие  стереотипы. Каждая этническая группа (племя, народность, нация, любая группа людей, связанная общностью происхождения и отличающаяся определенными чертами от других человеческих групп) обладает своим групповым самосознанием, которое определяет  действительные и воображаемые специфические черты. Любая нация интуитивно сравнивается с тем или иным образом. Часто говорят: «Этой нации свойственны такие-то и такие-то черты» – и оценивают одни из них положительно, другие отрицательно.
Еще труднее оценивать национальные обычаи и нравы. Оценка их всегда зависит от того, кто оценивает и с какой точки зрения. Здесь требуется особая осторожность. У народов, как и у отдельных индивидуумов, недостатки – суть продолжение достоинств. Это те же самые качества, только взятые в иной пропорции или в другом отношении. Хотят того люди или нет, они неизбежно воспринимают и оценивают чужие обычаи, традиции, формы поведения со своими  собственными  обычаями, традициями, в которых они сами воспитаны. Такая склонность рассматривать явления и факты чужой культуры, чужого народа в сравнении со своими культурными  традициями и ценностями своего собственного народа называется этноцентризмом.
То, что каждому человеку обычаи, нравы и формы поведения, в которых он воспитан и к которым привык, ближе, чем другие, – вполне нормально и естественно. Темпераментному итальянцу  медлительный финн может казаться вялым и холодным, а тому в свою очередь может не нравиться южная горячность. Чужие обычаи иногда кажутся не только странными, нелепыми, но и неприемлемыми. Это так же естественно, как естественны сами различия между этническими группами и их культурами, формировавшимися в самых разных исторических и природных условиях.
Проблема возникает лишь тогда, когда эти действительные или воображаемые различия возводятся в главное качество и превращаются во враждебную психологическую установку по отношению к какой-то этнической группе, установку, которая разобщает народы  психологически, а затем и теоретически, обосновывает политику дискриминации. Это и есть этническое предубеждение - негативная, неблагоприятная установка к группе или ее индивидуальным членам, которая ориентирует  на враждебное отношение ко всем членам определенной этнической группы, независимо от их индивидуальности; обладающая  большой устойчивостью и очень плохо поддается изменению под влиянием рациональных доводов.
     Обычно люди, предубежденные против какой-то этнической группы уверены, что их враждебное отношение к этой группе – вполне естественно, так как вызвано ее дурными качествами или плохим поведением. Свои рассуждения они нередко подкрепляют фактами из личного общения с людьми определенной национальности: «Знаю я этих_________! Был у нас один такой, никакого сладу с ним!..»
Это рассуждение лишено логики: каким бы неприятным ни был знакомый, нет никакого основания думать, что все остальные – такие же. Но, несмотря на абсурдность подобного рассуждения, оно кажется понятным – люди часто делают необоснованные обобщения и не только в сфере этнических отношений. Поэтому этнические предубеждения вырастают, прежде всего, из неблагоприятных личных контактов между индивидами,  принадлежащими к различным группам, и  имеют широкое хождение в обыденном сознании.
В процессе общения между людьми часто происходят разные конфликты и возникают отрицательные эмоции. Когда конфликтующие индивиды принадлежат к одной и той же этнической группе, конфликт остается частным. Но если эти люди принадлежат к разным национальностям, конфликтная ситуация легко обобщается – отрицательная оценка одного индивида другим превращается в отрицательный стереотип этнической группы: все мексиканцы такие, все японцы такие.
Спору нет – неблагоприятные личные контакты действительно играют определенную роль в том, что предубеждения возникают и закрепляются. Они могут объяснить, почему это предубеждение у одного человека проявляется в большей, а у другого в меньшей степени. Однако они не объясняют происхождение предубеждения как такового. Дети, воспитанные в расистских семьях, обнаруживают высокую степень предубеждения против негров, даже если они никогда в жизни негра не встречали.
Общаясь с другими людьми, человек воспринимает и оценивает их в свете уже имеющихся у него установок. Поэтому он склонен одни вещи замечать, а другие не замечать. М. Горький в своем произведении «Жизнь Клима Самгина» пишет: «Когда русский украдет, говорят: “Украл вор”, а когда украдет еврей, говорят: “Украл еврей”». Почему? Потому что в соответствии со стереотипом (евреи-жулики) внимание фиксируется не столько на факте воровства, сколько на национальности вора.
Против любого национального меньшинства, любой группы, которая вызывает предубеждение, всегда выдвигается одно и то же стандартное обвинение – «эти люди» обнаруживают слишком высокую степень групповой солидарности, они всегда поддерживают друг друга, поэтому их надо опасаться. Так говорится о любом национальном меньшинстве.
Малые этнические группы, вообще обнаруживают более высокую степень сплоченности, чем большие нации. Предубеждение большинства создает у членов такой группы острое ощущение своей исключительности, своего отличия от остальных людей. И это, естественно, сближает их, заставляет больше держаться друг за друга. Ни с какими специфическими психическими или расовыми особенностями это не связано.
Этнические предубеждения ограничивают сферу общения между представителями разных этнических групп, вызывают настороженность с обеих сторон, мешают установлению более близких, интимных человеческих отношений. Отчужденность же в свою очередь затрудняет контакты и порождает новые недоразумения.
Внимание обращают, прежде всего, на национальную или расовую принадлежность человека, все остальные качества кажутся второстепенными по сравнению с этим. Другими словами – индивидуальные качества личности заслоняются общим и заведомо односторонним стереотипом.
Большую роль в смягчении и преодолении враждебных установок играют неформальные личные контакты между представителями разных этнических групп. Совместный труд и непосредственное общение ослабляют стереотипную установку, в принципе, позволяя увидеть в человеке другой   национальности не частный случай «этнического типа», а конкретного человека, его доброту.
Русский народ всегда был этнически открыт - в ходе истории он вбирал в себя племена и народы и за счет этого не ослабевал, а обогащался и рос. Предрассудки русских состояли не в презрении и неприязни к чужим и, тем более,  не в расовом высокомерии, а в высокой оценке собственного ума, изобретательности и нравственных качеств. Напрочь отсутствовали у русских предрассудки, связанные с выяснением чистоты крови, столь ныне заботящие русских фашистов.
Педагог-психолог ГБОУ СПО «Александровский сельскохозяйственный колледж» Т.И.Миронова

  logo best kolledgi medal

Студенческий Web-проект

dni voin slava

Безопасный Интернет-серфинг

Студенческий Web - проектweb serfing

"Эфебия"

ephebia

ebs lan

Сертификат соответствия

sertifikatACXK

IIASK

Студенческие клубы

IMG 4687IMG 0686

Порталы госуслуг

Госуслуги Федеральный портал Госуслуги Ставропольский портал

Безопасные сайты Рунета

 

Нажмите F5 для обновления банера

О социально-психологических корнях этнических предубеждений

Предубеждения против «чужаков», укоренившиеся в обществе, превратившиеся в норму общественного поведения, разделяют людей.
Люди обыкновенно думают, что их восприятия и представления о вещах совпадают, и если два человека воспринимают один и тот же предмет по-разному, то один из них определенно ошибается. Однако психологическая наука отвергает это предположение. Восприятие даже простейшего объекта – часть сложного процесса. Оно зависит от  системы, в которой предмет рассматривается, от предшествующего опыта, интересов и практических целей субъекта. Там, где профан видит просто металлическую конструкцию, инженер видит вполне определенную деталь известной ему машины. Одна и та же книга совершенно по-разному воспринимается читателем, книготорговцем  и человеком, коллекционирующим переплеты.
Любому акту познания, общения и труда предшествует то, что называется  «установкой». Установка - это направление личности, состояние готовности, стремление  к определенной деятельности, которая способна удовлетворить какие-то потребности человека.  Она определяет его отношение к объекту и способ его восприятия. В системе установок, незаметных для самого человека, накапливается  его предшествующий жизненный опыт, настроения его социальной среды.
Сталкиваясь с человеком, принадлежащим к определенному классу, профессии, нации, возрастной группе, мы заранее ожидаем от него определенного поведения и оцениваем конкретного человека по тому, насколько он соответствует (или не соответствует) нашему представлению. Скажем, принято считать, что юности свойствен романтизм; поэтому, встречая в молодом человеке это качество, мы считаем его естественным, а если оно отсутствует, это кажется странным. Ученым, по общему мнению, свойственна рассеянность; вероятно, это качество не универсально, но когда мы видим организованного, собранного ученого, мы считаем его исключением, зато профессор, постоянно все забывающий, – «подтверждает правило». Предвзятое, выведенное из стандартных  суждений и ожиданий мнение о свойствах людей и явлений называют стереотипом. Иначе говоря, сложное индивидуальное явление механически подводится под простую общую формулу или образ. Например: «Толстяки обыкновенно добродушны, Иванов – толстяк, следовательно, он должен быть добродушным».
Стереотипы – неотъемлемый элемент обыденного сознания. Ни один человек не в состоянии самостоятельно, творчески реагировать на все встречающиеся ему в жизни ситуации.
И в национальной психологии существуют такие  стереотипы. Каждая этническая группа (племя, народность, нация, любая группа людей, связанная общностью происхождения и отличающаяся определенными чертами от других человеческих групп) обладает своим групповым самосознанием, которое определяет  действительные и воображаемые специфические черты. Любая нация интуитивно сравнивается с тем или иным образом. Часто говорят: «Этой нации свойственны такие-то и такие-то черты» – и оценивают одни из них положительно, другие отрицательно.
Еще труднее оценивать национальные обычаи и нравы. Оценка их всегда зависит от того, кто оценивает и с какой точки зрения. Здесь требуется особая осторожность. У народов, как и у отдельных индивидуумов, недостатки – суть продолжение достоинств. Это те же самые качества, только взятые в иной пропорции или в другом отношении. Хотят того люди или нет, они неизбежно воспринимают и оценивают чужие обычаи, традиции, формы поведения со своими  собственными  обычаями, традициями, в которых они сами воспитаны. Такая склонность рассматривать явления и факты чужой культуры, чужого народа в сравнении со своими культурными  традициями и ценностями своего собственного народа называется этноцентризмом.
То, что каждому человеку обычаи, нравы и формы поведения, в которых он воспитан и к которым привык, ближе, чем другие, – вполне нормально и естественно. Темпераментному итальянцу  медлительный финн может казаться вялым и холодным, а тому в свою очередь может не нравиться южная горячность. Чужие обычаи иногда кажутся не только странными, нелепыми, но и неприемлемыми. Это так же естественно, как естественны сами различия между этническими группами и их культурами, формировавшимися в самых разных исторических и природных условиях.
Проблема возникает лишь тогда, когда эти действительные или воображаемые различия возводятся в главное качество и превращаются во враждебную психологическую установку по отношению к какой-то этнической группе, установку, которая разобщает народы  психологически, а затем и теоретически, обосновывает политику дискриминации. Это и есть этническое предубеждение - негативная, неблагоприятная установка к группе или ее индивидуальным членам, которая ориентирует  на враждебное отношение ко всем членам определенной этнической группы, независимо от их индивидуальности; обладающая  большой устойчивостью и очень плохо поддается изменению под влиянием рациональных доводов.
     Обычно люди, предубежденные против какой-то этнической группы уверены, что их враждебное отношение к этой группе – вполне естественно, так как вызвано ее дурными качествами или плохим поведением. Свои рассуждения они нередко подкрепляют фактами из личного общения с людьми определенной национальности: «Знаю я этих_________! Был у нас один такой, никакого сладу с ним!..»
Это рассуждение лишено логики: каким бы неприятным ни был знакомый, нет никакого основания думать, что все остальные – такие же. Но, несмотря на абсурдность подобного рассуждения, оно кажется понятным – люди часто делают необоснованные обобщения и не только в сфере этнических отношений. Поэтому этнические предубеждения вырастают, прежде всего, из неблагоприятных личных контактов между индивидами,  принадлежащими к различным группам, и  имеют широкое хождение в обыденном сознании.
В процессе общения между людьми часто происходят разные конфликты и возникают отрицательные эмоции. Когда конфликтующие индивиды принадлежат к одной и той же этнической группе, конфликт остается частным. Но если эти люди принадлежат к разным национальностям, конфликтная ситуация легко обобщается – отрицательная оценка одного индивида другим превращается в отрицательный стереотип этнической группы: все мексиканцы такие, все японцы такие.
Спору нет – неблагоприятные личные контакты действительно играют определенную роль в том, что предубеждения возникают и закрепляются. Они могут объяснить, почему это предубеждение у одного человека проявляется в большей, а у другого в меньшей степени. Однако они не объясняют происхождение предубеждения как такового. Дети, воспитанные в расистских семьях, обнаруживают высокую степень предубеждения против негров, даже если они никогда в жизни негра не встречали.
Общаясь с другими людьми, человек воспринимает и оценивает их в свете уже имеющихся у него установок. Поэтому он склонен одни вещи замечать, а другие не замечать. М. Горький в своем произведении «Жизнь Клима Самгина» пишет: «Когда русский украдет, говорят: “Украл вор”, а когда украдет еврей, говорят: “Украл еврей”». Почему? Потому что в соответствии со стереотипом (евреи-жулики) внимание фиксируется не столько на факте воровства, сколько на национальности вора.
Против любого национального меньшинства, любой группы, которая вызывает предубеждение, всегда выдвигается одно и то же стандартное обвинение – «эти люди» обнаруживают слишком высокую степень групповой солидарности, они всегда поддерживают друг друга, поэтому их надо опасаться. Так говорится о любом национальном меньшинстве.
Малые этнические группы, вообще обнаруживают более высокую степень сплоченности, чем большие нации. Предубеждение большинства создает у членов такой группы острое ощущение своей исключительности, своего отличия от остальных людей. И это, естественно, сближает их, заставляет больше держаться друг за друга. Ни с какими специфическими психическими или расовыми особенностями это не связано.
Этнические предубеждения ограничивают сферу общения между представителями разных этнических групп, вызывают настороженность с обеих сторон, мешают установлению более близких, интимных человеческих отношений. Отчужденность же в свою очередь затрудняет контакты и порождает новые недоразумения.
Внимание обращают, прежде всего, на национальную или расовую принадлежность человека, все остальные качества кажутся второстепенными по сравнению с этим. Другими словами – индивидуальные качества личности заслоняются общим и заведомо односторонним стереотипом.
Большую роль в смягчении и преодолении враждебных установок играют неформальные личные контакты между представителями разных этнических групп. Совместный труд и непосредственное общение ослабляют стереотипную установку, в принципе, позволяя увидеть в человеке другой   национальности не частный случай «этнического типа», а конкретного человека, его доброту.
Русский народ всегда был этнически открыт - в ходе истории он вбирал в себя племена и народы и за счет этого не ослабевал, а обогащался и рос. Предрассудки русских состояли не в презрении и неприязни к чужим и, тем более,  не в расовом высокомерии, а в высокой оценке собственного ума, изобретательности и нравственных качеств. Напрочь отсутствовали у русских предрассудки, связанные с выяснением чистоты крови, столь ныне заботящие русских фашистов.
Педагог-психолог ГБОУ СПО «Александровский сельскохозяйственный колледж» Т.И.Миронова

  logo best kolledgi medal

Студенческий Web-проект

dni voin slava

Безопасный Интернет-серфинг

Студенческий Web - проектweb serfing

"Эфебия"

ephebia

ebs lan

Сертификат соответствия

sertifikatACXK

IIASK

Студенческие клубы

IMG 4687IMG 0686

Порталы госуслуг

Госуслуги Федеральный портал Госуслуги Ставропольский портал

Безопасные сайты Рунета

 

Нажмите F5 для обновления банера